Главная/Новости/Закрыть, открыть и повторить: зима на российско-финской границе обещает быть долгой

Закрыть, открыть и повторить: зима на российско-финской границе обещает быть долгой

14 декабря ближайшие к Петербургу пункты пропуска на границе с Финляндией — Ваалимаа (Торфяновка) и Ниирала (Вяртсиля), — впервые с ноября возобновили работу, но вместо обещанного месяца проработали меньше двух суток.

Посчитав, что приток мигрантов со стороны России представляет серьёзную угрозу национальной безопасности и общественному порядку Финляндии, власти страны решили оставить границу закрытой на тот же срок — до 14 января следующего года.

"Деловой Петербург" спросил у экспертов, почему в Хельсинки передумали открывать КПП на границе с Россией и какова вероятность, что их работа возобновится в ближайшем будущем.

Почему Финляндия снова закрыла КПП на границе с Россией

По данным Северо-Западного таможенного управления, 14 и 15 декабря погранпункты Ваалимаа и Ниирала пересекли более 5509 человек. Из них 2753 покинули Россию (некоторым пришлось самостоятельно разгребать снег перед КПП), а 2756 человек отправились в Выборг и Сортавалу. При этом если в четверг пересечь границу в основном пытались жители Финляндии, планирующие посетить врачей, навестить родственников и купить дешёвый бензин, то на следующий день в очереди к финским погранпунктам выстроились россияне, которые хотели вернуться домой до того, как границу закроют снова.

Читательница "Делового Петербурга" Татьяна рассказывала, что 15 декабря простояла в пробке минимум 2,5 часа, поскольку при оформлении беженцев финские пограничники не пропускали автомобили.

Пока разгневанные водители собирали подписи под коллективной жалобой к финским властям, КПП Ваалимаа прекратил работу раньше обозначенного срока, а один из автобусов, не успевший пересечь границу, вернулся в Хельсинки. Вечером 16 декабря в пограничной службе Юго-Восточной Финляндии отчитались, что около 200 просителей убежища из стран Африки и Ближнего Востока не успели перейти границу до закрытия и вернулись на российскую территорию.

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников полагает, что основная причина, по которой власти Финляндии решили возобновить работу пунктов пропуска на границе с Россией — письмо из Совета Европы, в котором им напомнили обязательствах по приёму мигрантов. В то же время со стороны Евросоюза в Суоми прибывают не десятки, а десятки тысяч беженцев. Следовательно, повторное закрытие КПП на границе с РФ является сугубо политическим актом, главная цель которого — продемонстрировать негативное отношение к своему восточному соседу, уверен политолог.

"Финляндия очень долго имела с Россией тесные культурные и экономические связи, но сейчас они должны показать, что ненавидят нас больше, чем Брюссель или Вашингтон. Единственное, что имеет для нас значение в текущей ситуации — не закрытие границ, а возможное открытие военной базы США в Финляндии на границе с РФ. На мой взгляд, в качестве ответных мер России следует закрыть Сайменскй канал, который финны использовали для ввоза товаров и продуктов в свои внутренние воды, и полностью прекратить взаимоотношения", — считает Дмитрий Солонников.

Что думают о закрытии границ экономисты и перевозчики

Несмотря на обвинения в адрес российских пограничников, которые якобы намеренно пропускали в Финляндию граждан без документов, необходимых для въезда в Шенгенскую зону, в Погранслужбе Юго-Восточной Финляндии ещё задолго до недавних событий признавали, что из-за антироссийских санкций трафик на КПП со стороны РФ даже с учётом растущей популярности автобусных рейсов несопоставим с периодом до 2021 года.

По мнению доцента кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербург Линды Рыжих, снижение туристического потока перед Рождеством негативно отразится прежде всего на экономике Финляндии, а в России закрытие границ наиболее остро почувствуют люди, которые планировали навестить родственников во время праздников и предприниматели, до сих пор зарабатывающие на продаже финских товаров.

"Много потеряют перевозчики, которые будут вынуждены выстраивать свои маршруты по объездным путям, увеличить расход топлива и поднять цены на билеты. Некоторые откажутся от поездок, из-за чего потенциальная выручка снизится", — указала эксперт.

После отмены рейсов из Петербурга до Хельсинки, перевозчики Lux Express и Ecolines предложили клиентам вернуть деньги за билеты или воспользоваться ими на других направлениях, например — автобусах до Таллина и Риги. Комментируя происходящее в беседе с "Деловым Петербургом", директор по маркетингу Ecolines Андрей Волков подчеркнул, что при первом же закрытии КПП в Финляндии перевозчик усилил российско-эстонское и российско-белорусское направления.

"Мы ещё не успели подсчитать, сколько билетов подлежат обмену или возврату после повторного закрытия границы [с Финляндией]. Главная задача на данном этапе — изменить схему работы наших автобусов", — объяснил Андрей Волков. В следующем году Ecolines планирует продолжить развитие маршрутной сети на территории РФ, но не исключает возможность возобновить поездки в Финляндию, если Москве и Хельсинки удастся возобновить диалог. "Вопрос [с открытием границ], на самом деле, достаточно простой. Думаю, он решится легко и быстро, если такое желание появится с обеих сторон", — полагает Андрей Волков.

Когда Финляндия откроет границу с Россией

Учитывая текущие геополитические обстоятельства, неожиданным, в отличие от последующего, было как раз решение Финляндии открыть границу с Россией, говорит доцент кафедры международных отношений РАНХИГС Санкт-Петербург, Елизавета Пронякина. В качестве факторов влияния, помимо беженцев, эксперт указала на другие аспекты — военный и политический.

"Финляндия — новый член НАТО и в этом качестве должна показать свою лояльность целям и принципам альянса. К тому же, финские власти уже достаточно далеко зашли в своих антироссийских настроениях. Меняя свою политику, они рискуют лишиться поддержки граждан, которые считают Россию угрозой, а таких достаточно много", — отмечает кандидат политических наук.

По мнению Елизаветы Пронякиной, закрытие границ не окажет существенного влияния на Россию, а "метания" вокруг КПП вряд ли повысят доверие к финской стороне как к потенциальному партнёру по переговорам. "Конечно, рано или поздно ограничения [на границе с РФ] снимут, ведь полная изоляция какой-то страны невозможна, но поскольку Россия намерена довести СВО до конца, а Финляндия едва ли откажется от поддержки Украины, вряд ли стоит ожидать резких перемен в течение полугода.

Возможно, переломной точкой станет окончание СВО", — допустила политолог.

Дмитрий Солонников также не видит предпосылок для послабления или снятия ограничений на российско-финской границе, как и поводов для нормализации отношений между РФ и Финляндией, причём даже после окончания конфликта на Украине. Политолог напомнил, что в сложившейся ситуации международной "турбулентности" перспектива прежних отношений России с ЕС, которые можно сформулировать как "в Финку на выходные", крайне туманная, если не сказать несбыточная в обозримом будущем.

"Вся цивилизация входит в совершенно новый мир, который будет разделён на различные территории и зоны влияния. Россия и Финляндия окажутся в разных блоках, но какие между ними будут протоколы взаимодействия, Хельсинки не будет решать никак. Поэтому давайте сначала пройдём нынешнюю стадию разделения мира, а затем договоримся о дальнейших взаимоотношениях с Западом. И не надо фантазировать, что [персонально] у нас будут какие-то отношения с Финляндией".

ОСтались вопросы?
Свяжитесь с нами и наши специалисты ответят Вам в течение несольких минут.
График работы:
09.00-18.00 Пн-Пт
ООО "МосМашТорг"
Оставьте заявку
Наши менеджеры свяжутся с Вами в течение 5 минут
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Я ознакомлен(а) с пользовательским соглашением*
Спасибо! Форма отправлена