Правительство предложило ряд системных мер по стабилизации цен на топливо. Они окажут долгосрочное влияние на внутренний рынок, сообщил вице-премьер Александр Новак на совещании президента России Владимира Путина с кабмином.
По словам Новака, на российских розничных АЗС рост в течение года в среднем по стране был близок к уровню инфляции.
"Понятно, что в стране есть независимые автозаправочные станции, на которых в текущей ситуации сейчас цены несколько выше, чем уровень инфляции. На тех, которые относятся к вертикально-интегрированным компаниям, ограничения цен на АЗС позволило сохранить цены на уровне инфляции", – подчеркнул вице-премьер.
Что касается оптовых цен за последние два месяца, Новак отметил рост биржевых цен в среднем на бензин на 15%, на дизельное топливо – на 30%. На рост, по его словам, повлияло сразу несколько факторов: повышение мировых цен на нефть, снижение дисконтов по продажам российской марки Urals и ослабление рубля по отношению к курсу доллара.
"Безусловно, это в свою очередь повлияло на наполняемость бюджета, но при этом мы видим, что нефть в рублевом выражении выросла с начала года в полтора раза и в сентябре превысила 8000 руб. за баррель", – подчеркнул Новак.
Вице-премьер напомнил про рост биржевых цен на топливо в последние два дня примерно на 1-2% после резкого падения. По его словам, это нормально, поскольку "текущие уровни, которые сейчас достигнуты на бирже, отражают реальную конъюнктуру".
После запрета на экспорт бензина и дизеля с 21 сентября отмечается снижение биржевых оптовых цен на моторное топливо.
"За последнюю неделю, с 21 числа, они снизились в среднем на 20% по автомобильным бензинам и на 16% по дизельному топливу", – уточнил Новак, добавив, что кабмин ожидает дальнейшей стабилизации ситуации с ценами на бензин и дизтопливо на оптовом топливном рынке.
Для того чтобы обеспечить долгосрочную балансировку внутреннего рынка, а также для создания экономических стимулов для поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, правительство предложило ряд дополнительных системных мер. В первую очередь, корректировку параметров демпфера с учетом текущей макроэкономической ситуации. Новак уточнил, что речь идет о повышении коэффициента, который был снижен с 1 сентября.
Ранее по теме: Как повлияет запрет экспорта топлива из РФ на российский и мировой рынки
"Это позволит нам компенсировать разницу между экспортной альтернативой и биржевыми ценами на внутреннем рынке и повысить эффективность поставок на внутренний рынок, насытить внутренний рынок необходимыми нефтепродуктами", – подчеркнул вице-премьер.
В качестве второй меры действует ограничение серого экспорта, чтобы не допустить "вымывания топлива с внутреннего рынка спекулянтами".
"Это касается в первую очередь повышения заградительных пошлин для тех перекупщиков, которые не являются производителями нефтепродуктов, а покупают их для поставки на экспорт. Мы введем заградительную пошлину, повысим с 20 000 до 50 000 руб.", – подчеркнул Новак.
Новак также допустил полный запрет на экспорт любых нефтепродуктов, которые были куплены на внутреннем рынке и не были произведены.
"То есть тем самым также ограничим возможность спекулятивных поставок на экспорт", – объяснил вице-премьер.
Он также отметил необходимость контролировать вместе с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) уровень наценки на независимых АЗС: при падении биржевых цен цены должны снижаться и там.
Кроме того, Новак рассказал, что кабмин прорабатывает возможность субсидирования стоимости мазута, поставляемого в отдельные регионы с высокой долей его использования в энергетике. В первую очередь речь идет о Мурманской области и Камчатском крае. После повышения биржевых цен стоимость мазута там превысила средний уровень прошлого года.
"Ценовая ситуация на внутреннем рынке стабилизируется, принятые меры оперативного характера обеспечивают восстановление и стабильную работу мелкооптового сегмента, независимых сетей АЗС, работу сельхозпроизводителей. В ближайшее время мы примем решения по всем системным дополнительным мерам. Это окажет долгосрочное влияние на стабилизацию ситуации на внутреннем рынке", – резюмировал Новак.
Путин подчеркнул, что меры по стабилизации рынка топлива необходимы для потребителей.
"Цена-то растет в рознице. Меры приняты, а цены растут. Что там происходит в других звеньях, это потребителя мало интересует. Потребителю же результат нужен", – добавил президент (цитата по "РИА Новости").
На рыночную стоимость топлива влияет и сезонный фактор – это работы в сфере сельского хозяйства, отметил Путин.
Президент поручил кабмину усилить взаимодействие с энергетическими компаниями и донести, что ответственность за скачки цен лежит в том числе на них.
"Мы же знаем, из-за чего это [рост цен на топливо] происходит. И в связи с ценами на нефть понимали же, что будет дальше, это же не в первый раз. Цены растут, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя [топливо] на экспорт. <...> С компаниями надо плотнее работать, чтобы они тоже свою ответственность понимали", – подчеркнул президент.
Глава государства также отметил, что после роста цен на топливо в стране нужно изменить схему поставок. Сначала бензин должен поступать на внутренний рынок, а уже потом – на экспорт, пояснил Путин.
22 сентября Новак провел совещание с представителями нефтяных компаний. Участники встречи отметили отсутствие дефицита топлива в оптовом и розничном сегментах, а также его достаточные запасы на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), нефтебазах и в резервуарах "Транснефти". Остатки автомобильных бензинов на НПЗ и нефтебазах на 20 сентября составили 1,9 млн т, остатки дизельного топлива – 2,95 млн т.
21 сентября глава кабмина Михаил Мишустин подписал постановление №1537 "О введении временного запрета на вывоз бензина товарного и дизельного топлива из Российской Федерации". На следующий день цены резко опустились в среднем на 11,63%. 22 сентября во время торгов на Санкт-Петербургской бирже цена тонны АИ-92 снизилась на 9,63%, АИ-95 – на 10,76%, а дизеля – на 14,52%.