Главная/Новости/Дьюти-фри для продавцов: в России открываются первые бондовые склады

Дьюти-фри для продавцов: в России открываются первые бондовые склады

1 апреля в России стартует эксперимент с новой формой хранения товаров, поступающих из-за границы, — откроются первые так называемые бондовые склады. Что это такое и как новый складской формат может отразиться на доступности и стоимости товаров — рассказываем в карточках ТАСС.

О каком эксперименте речь?

Эксперимент, который продлится год — с 1 апреля 2023-го по 1 апреля 2024-го, проводят Минфин, Минэкономразвития, Федеральная таможенная служба, Росаккредитация и "Почта России". Заключается он в тестировании новой технологии доставки и реализации товаров широкого пользования, поступающих в Россию из-за рубежа. Технически это выглядит как создание специального вида складов, которых до сих пор в России не было, — бондовых.

Что такое бондовые склады?

Бондовый склад — это точно такое же складское помещение, как и любое другое, предназначенное для хранения большого количества разнообразных товаров, а также для их пересортировки, переупаковки и дальнейшего вывоза либо покупателям, либо обратно к месту производства.

Разница между складами общего хранения и бондовыми — в их статусе. На традиционные площадки товар поступает растаможенный, а все пошлины, акцизы и налоги по нему уже уплачены продавцом. На бондовых же складах товар может храниться без "очистки", хотя и под таможенным контролем. Поскольку находящийся на таком складе товар формально не пересек таможенную границу РФ, то и все положенные процедуры и выплаты не производятся до тех пор, пока он не будет куплен.

Бондовые склады предполагалось открыть в России еще в 2020 году. Правительство Татарстана даже заключало договор с "Почтой России" о том, что именно в республике будут открыты первые площадки. Однако в дело вмешалась пандемия и несовершенство таможенного законодательства. Из-за отсутствия необходимых регулирующих норм, причем как внутри страны, так и на уровне ЕАЭС, решено было запустить проект в режиме эксперимента. Если он окажется удачным, к созданию бондовых складов, скорее всего, привлекут и частные компании. Тем более что в свое время крупнейшие российские маркетплейсы проявляли свою заинтересованность.

Как работают такие склады?

Два наиболее распространенных типа бондовых складов — это те, что доступны любому продавцу, желающему разместить в нем свои товары, и те, которыми могут пользоваться только определенные компании, заключившие соответствующий договор с владельцем склада. В рамках эксперимента единственным оператором таких складов будет "Почта России".

Сама же схема работы выглядит так: продавец ввозит партию товара в Россию и размещает на складе. Каждый предмет из партии маркируется, после чего оператор (на ближайший год это "Почта России") сообщает продавцу о том, что товар готов к отгрузке покупателям. Продавец размещает товар для продажи на электронных площадках. Только после того как товар купят, будет оформлено его таможенное декларирование, оплачены пошлины, сборы и налоги. После этого почта доставит заказ покупателю.

В чем выгода?

"Такая модель позволит в значительной степени сократить срок доставки товаров от продавца к покупателю", — отмечала в свое время директор департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Лилия Щур-Труханович. Эксперты считают, что срок доставки товаров покупателям может сократиться с двух-трех недель до нескольких суток. В 2022 году на тот момент генеральный директор "Почты России" Максим Акимов говорил даже о периоде от одних до четырех суток по всей стране.

Сокращение времени доставки выгодно и ретейлерам, ввозящим товар из-за границы. В том числе и иностранным интернет-магазинам. А сокращение расходов на растаможку и налоги (непроданные остатки можно отправить обратно поставщику без дополнительных затрат) может привести даже к понижению цены на какие-то категории товаров.

Есть ли у эксперимента побочные эффекты?

Еще в 2020 году, когда тема создания бондовых складов обрела реальные очертания и Татарстан начал усиленно готовиться к их открытию, отечественные производители электроники и бытовой техники забили тревогу. Их профессиональная ассоциация РАТЭК даже написала письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, где говорилось, что появление таких складов может привести к дискриминации отечественных производителей по сравнению с иностранными. Однако в 2022 году ситуация с трансграничной торговлей в России, как известно, принципиально изменилась, поэтому отечественным производителям придется выдерживать конкуренцию.

А вот что точно пострадает от российского эксперимента, так это транзитный бизнес стран Прибалтики, где бондовые склады служили перевалочным пунктом для многих товаров, поступающих в Россию. По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2021 году объем товаров, отправляемых через прибалтийские бондовые склады, превышал 1,5 млрд рублей в месяц. И хотя в 2022 году объемы, скорее всего, упали, в любом случае создавать и развивать собственные склады намного выгоднее для бюджета.

Кто придумал бондовые склады?

Прообраз бондовых складов сформировался в Англии в начале XIX века. В 1803 году в королевстве была введена таможенная система, по которой импортируемые товары должны были размещаться на специальных складах. На каких именно — уточняла таможня. При этом компании-импортеры должны были уплачивать пошлины за передвижение товаров специальными облигациями (бондами).

В современном же мире лидером в этой области выступает, как и следовало ожидать, Китай, где на такую форму приходится 86% оборота трансграничной торговли. Более того, с начала 90-х годов прошлого века в Китае существуют целые "бондовые зоны", где товар создается непосредственно внутри, из прибывающих комплектующих. Возможно, создание таких зон станет следующим этапом эксперимента и в России.

ОСтались вопросы?
Свяжитесь с нами и наши специалисты ответят Вам в течение несольких минут.
График работы:
09.00-18.00 Пн-Пт
ООО "МосМашТорг"
Оставьте заявку
Наши менеджеры свяжутся с Вами в течение 5 минут
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Я ознакомлен(а) с пользовательским соглашением*
Спасибо! Форма отправлена