Реализация плана развития Северного морского пути (СМП), который рассчитан до 2035 года и предусматривает вложения в 1,8 трлн рублей, обеспечит в условиях санкций экспортное благополучие России на десятилетия вперед.
Таким мнением поделился на XII Международном форуме "Арктика: настоящее и будущее" в Санкт-Петербурге министр по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ Алексей Чекунков.
"Это план по обеспечению вывоза и экспорта той продукции, нужной мировому рынку, которую РФ произведет в ближайшие десятилетия, и которая исчисляется триллионами долларов. То есть, это план обеспечения благополучия России на десятилетия вперед", - сообщил Чекунков, добавив, что в план включены конкретные проекты, которые обеспечивают загрузку пути. Среди них проекты по производству сжиженного природного газа и нефтедобычи в Арктике. "Что важно - взаимные обязательства. Мы заключили обязывающие соглашения, где четко прописано, когда и какую грузовую базу даст бизнес, какие мощности по ледокольной проводке и сопровождению должен обеспечить "Росатом", какие государственные инвестиции должны обеспечить все органы исполнительной власти", - добавил Чекунков.
Глава министерства отметил, что реализация плана предусматривает создание портовой и железнодорожной инфраструктуры, для доставки грузов до СМП. По его словам, сейчас наблюдается большая загруженность при перевозках по транссибирской железнодорожной магистрали с запада на восток. Из-за чего, по его оценкам, объем неисполненных заявок по грузоперевозкам составляет порядка 100 млн тонн грузов в год. "Возможность вытащить эти грузы на север, на северо-запад и потом пойти по СМП, коль скоро Севморпуть дает дополнительные 100 млн тонн, и 200 млн тонн пропускной способности к 2030 году, это может стать альтернативой", - рассказал Чекунков.
Согласно представленной презентации, в рамках плана развития Севморпути, предполагается строительство 12 и модернизация двух портовых терминалов, прокладка железнодорожного Северного широтного хода-1. Общий объем инвестиций из разных источников составит на эти цели 792 млрд рублей. По мнению зампреда госкомиссии по развитию Арктики - спецпредставителя Росатома Владимира Панова, у России сейчас есть очень хорошие компетенции в северном судоходстве. "Все это началось с прорывных решений компании "Норникель", которая первой в истории построила суда высокого арктического класса, и именно совмещение ледокольных мощностей и судов высокого арктического класса создали сегодняшнюю реальность с точки зрения логистики", - подчеркнул он.
Рост грузоперевозок
По словам Панова, рост российского грузоперевозок на этом направлении уже наблюдался в 2022 году благодаря реализации инвестиционных проектов в территориях Крайнего Севера. "Компания "Роснефть" в этом году завезет более 500 тыс. тонн, это только грузоснабжение для реализации на одном из ключевых проектов Арктической зоны - "Восток Ойл" (проект по нефтедобыче на севере Красноярского края - прим. ТАСС), корпорация AEON ("Северная звезда") в этом году завезла не только грузы, но и осуществила три первые отгрузки (каменного угля с Сырадасайского месторождения на Таймыре), то есть проект уже начал реализовываться", - сообщил Панов.
Общий грузопоток по СМП по итогам года прогнозируют на уровне 34 млн тонн. "Я бы обратил внимание, что в этом году на 850 тыс. тонн произошло увеличение именно российского грузопотока, потому что, если рассматривать транзитный грузопоток, он был менее стабильным и менее предсказуемым. Развитие российского грузопотока продолжало расти", - подчеркнул Панов.
Он считает, что "следующими точками роста" для грузоперевозок по Севморпути могут стать перспективные кластеры по освоению полиметаллических руд в Арктической зоне РФ. "Вместе с Министерством Дальнего Востока мы сделали оценку макромодели до 2035 года, какой фактический вклад действующие и новые проекты могут внести в развитие страны. Индикативный объем по ВВП мы оцениваем в 31,5 трлн рублей, а поступление налогов всех уровней 13,2 трлн рублей. <…> То есть план (развития СМП), учитывая, что в нем есть отдельный важнейший раздел развитие грузовой базы, может стать таким мастер-планом по развитию Арктики", - резюмировал Панов.
О Севморпути
Северный морской путь - кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяженность пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции.
XII Международный форум "Арктика: настоящее и будущее" проходит в Петербурге с 8 по 9 декабря. Организатором форума выступает межрегиональная общественная организация "Ассоциация полярников" при поддержке и участии Совета Федерации, Госдумы, Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, МИД России, других профильных министерств и ведомств. Генеральный партнер форума - ПАО "ГМК "Норильский никель", ТАСС выступает генеральным информационным партнером мероприятия.